Первичной организационной формой, обеспечивающей комплексную механизацию работ, являются машинно-дорожные отряды (МДО). Промежуточными органами, управляющими транспортом строительства, являются автотранспортные предприятия при управлениях строительств, а первичными — автоколонны при стройуправлениях. При небольшом количестве машин, находящихся в распоряжении территориальных организаций, например, в дорожно-эксплуатационных участках (ДЭУ), линейных дорожных управлениях и на небольших строительствах, обычно проводимых областными (краевыми, АССР) управлениями строительства и ремонта автомобильных дорог, машины передают для эксплуатации в распоряжение производителей работ. В некоторых ведомствах машины сосредотачивают в машинно-прокатных базах.
Эксплуатация машин, входящих в состав парка, находящегося в трестах и управлениях механизации, чаще всего осуществляется сдачей их в аренду стройучасткам с оплатой по определенному тарифу за каждые календарные сутки пользования. Машина передается с обслуживающим персоналом, причем управление механизации проводит ее техническое обслуживание и ремонт своими силами и средствами.
На таких же основаниях работают и машинно-прокатные базы. В некоторых случаях машинно-прокатные базы и управления механизации принимают на себя выполнение работ подрядным способом.
По сравнению со способом непосредственной передачи машин строительным участкам (без арендной платы) способ проката машин имеет ряд преимуществ: централизуется распределение машин, их ремонт и снабжение запасными частями, распределение и использование кадров обслуживающего персонала и др.