Современные дорожно-строительные машины, механизмы и оборудование работают с использованием давления или разрежения (вакуума), сжатого воздуха или с применением давления жидкости, пара или газов. Поэтому при их испытаниях часто необходимо производить замеры степени давления или разрежения рабочей среды. В некоторых случаях величина давления или вакуума характеризует степень интенсивности работы и производительность машин (компрессора, грунтового или водяного насоса, растворо — или бетононасоса и т. д.). В других случаях замеряемое давление служит важным фактором, определяющим условия работы самой машины и механизма, как например: давление в воздухопроводе, снабжающем сжатым воздухом свайный молот, бурильный или отбойный молоток; давление воды в системах водоснабжения гидромониторных установок; давление масла в маслопроводе системы смазки двигателя или гидравлического оборудования машины.
Величины давления и разрежения, которые приходится замерять в практике работы, весьма разнообразны — от десятых долей до десятков атмосфер. Так, например, насосные станции гидромониторных установок нередко создают напор, достигающий 20 am, а в устройствах для предварительного натяжения арматуры применяют насосы гидравлических домкратов с давлением 150 am и более.
Для измерения давления и разрежения существует большое количество различных манометров и вакуумметров. Эти приборы различаются между собой: по назначению — для воды, агрессивных жидкостей, масла, воздуха, паров и газов; по виду показаний — показывающие или самопишущие; по классу точности, масштабу показаний или записи; по наибольшему значению измеряемой величины; по конструкции устройства для присоединения к сети.