Грамотная прокладка канализационной сети гарантирует длительную и эффективную работу системы в дальнейшем.
Важнейшим параметром монтажа трубопроводов канализации является глубина прокладки. От данного показателя зависит бесперебойное отведение стоков и сохранность системы в целом. При определении глубины прокладки руководствуются следующими факторами:
Назначение системы канализации
Она может быть предназначена не только для хозяйственно-бытовых нужд. Канализация может быть также ливневой или кабельной. Для отвода ливневых стоков трубопроводы укладывают ниже уровня промерзания грунта. Требования к глубине монтажа утепленных труб снижены до 0,7 м.
Кабельная канализация предназначена для прокладки различных электрических и коммуникационных кабелей. Она должна обеспечивать их сохранность, предоставлять быстрый доступ к проводке для ремонта или замены. Кабеля укладываются в специальные пластиковые или стальные трубы на глубине 0,4 и 0,2 м соответственно.
Климатические условия
Из-за особенностей климата глубина промерзания грунта в разных регионах может отличаться. При этом средняя температура сточных вод редко опускается ниже 10°C, поэтому в системе всегда циркулируют относительно теплые воздушные массы. Это объясняет, почему допускается прокладка канализации выше уровня промерзания грунта.
Ключевым параметром при планировании глубины закладки является диаметр труб канализации. По нормам СНиП для труб диаметром до 500 мм разрешается глубина монтажа на 0,3 м меньше уровня промерзания. Для труб большего диаметра поправка увеличена до 0,5 м. В любом случае глубина должна составлять минимум 0,7 м, иначе требуется утепление трубопровода.
Способ прокладки труб
Трубопровод может быть уложен открытым или закрытым способом. В первом случае на дне траншеи устраивают песчано-гравийную подушку. Чтобы снизить давление грунта, используют специальные распорки между стенками траншеи фиксированной длины. Однако это лишь отчасти уменьшает риск деформации линии под нагрузкой, которую создает земля. Поэтому важно не переборщить с максимальной глубиной укладки.
Закрытый монтаж подразумевает использование лотков из кирпича или железобетона. В этом случае всю нагрузку от грунта принимает на себя перекрытие лотка. Поэтому глубина закладки зависит только от механической прочности лотка.
Дополнительные нагрузки на линию
Обычно они возникают вблизи железнодорожного полотна и автомобильных дорог. Динамическое воздействие транспортных путей может негативно сказываться на функционировании трубопроводов, если из-за высотных отметок сети не удалось обеспечить должную глубину закладки. Поэтому в таких ситуациях зачастую применяются специфические способы монтажа. Например, под железнодорожными путями или автомобильной дорогой проталкивают металлический футляр, в который затем помещают трубопровод канализации.