Есть много идей о суфизме. Этим священным учениям посвящены многочисленные книги и специальные сочинения на многих языках. Однако многие из этих работ были написаны теми, кто сам не прошел Путь. Это можно сравнить с объяснением вкуса персика, даже если вы сами никогда не ели этот фрукт. Такого рода писания искажают эти важные учения среди читателей. Однако самая истинная и глубокая суть суфизма не предназначена для публичного оглашения.
Священное знание и опыт суфизма раскрываются в личной встрече с учителем (или мурджидом). Ученик (или мюрид) не должен осознавать, что его ждет впереди. Поэтому суфий знает о суфизме только то, что он узнал из своего собственного опыта на Пути. Даже просвещенный суфий не станет писать о суфизме по своей воле без специального разрешения своего учителя, даже если это касается только внешней стороны суфизма, например его истории и его общих философских идей.
Другая проблема заключается в том, что многие аспекты учения просто невозможно описать. Есть вещи, которые суфий видит и знает, но которые он не может объяснить. Представьте, что слепой от рождения человек просит вас объяснить, как выглядит зеленый цвет. Точно так же, как зрячие не в состоянии объяснить слепым многое вокруг себя, так и суфию трудно выразить словами то, что он переживает. Чтобы понять суфия, вы должны испытать просветление, которого можно достичь с помощью суфийской практики.
В одной истории говорится, что несколько исламских ученых посетили шейха и попросили его объяснить, что такое суфизм, читайте суфийские притчи. «Если пожелает Аллах, выслушаете мое объяснение», — ответил шейх. Он пригласил их зайти к нему в дом и немного подождать, пока он удалился в отдельную комнату, чтобы помолиться Аллаху. Он просил Аллаха забрать его душу через смерть и таким образом избавить его от задачи рассказывать своим гостям о суфизме.
Глубокий смысл этой истории сводится к тому, что даже ученым, т.е. людям, имеющим установку стремления к знаниям, нельзя дать объяснить суть суфийского учения. Поэтому невозможно выразить словами конкретное духовное состояние, которое можно получить с помощью практик суфизма. Вот почему суфии говорят: «Все, что можно выразить словами, не есть суфизм».